Еда и чувства


Еда и чувства

Нынешнее обилие разговоров о кулинарии, здоровом питании и похудении, на мой взгляд, отражает сильную потребность людей в наш век компьютерных технологий, безналичных расчетов и виртуального пространства опираться на что-то материальное, имеющее прямое отношение к телу, к процессам в организме.

Эмоции худеющих женщин порой напоминают сильные чувства сродни религиозным, и это неудивительно. С древних времен люди верили, что сфера пищи, как растительной, так и животной, зависит от милости тайных сил ­природы.

У древних мексиканских индейцев были особые боги еды, и ежегодный пост означал, что богам предоставляется отпуск для восстановления сил. А египетские фараоны почитались как едоки богов в прямом смысле: бог Осирис — это пшеница, сын земли.

В современных религиозных обрядах верующие также причащаются к божественному началу, вкушая особым образом выпеченный хлеб (у православных — просфоры на квасном тесте, у католиков — пресная гостия, у иудеев — также пресная маца, у индуистов — прасады на йогурте).

В светской жизни мы с благоговением относимся к откровению классических рецептов и мечтаем о труднодоступных деликатесах, как о молоке и меде Земли обетованной.

Еда сегодня действительно превратилась в особо ценный объект, но уже не в прямом смысле выживания, а в культурной сфере как выражение индивидуальности человека, способ познания других культур и национальностей, а зачастую и просто традиций других семей.

Например, молодоженам приходится в первую очередь узнавать и принимать пищевые привычки друг друга, искать кулинарные компромиссы, а в ссорах тема еды является одной из самых ярких. Чья мама лучше готовит борщ и кто опять недосолил или пересолил яичницу — разбирательства по этому поводу по накалу бывают сопоставимы со скандалом из-за измены.

Осмыслить связь телесных и душевных состояний по­пыта­лась одна из влиятельнейших психологических теорий — психоанализ. Во многом она построена на изучении переживаний голода и насыщения.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд выделял, в частности, так называемый оральный характер — то есть сформированный в первые месяцы жизни, когда младенец в основном занят ощущениями в ротовой полости, постоянно хочет что-нибудь сосать, жевать, лизать. Эти действия и ощущения помогают ему познавать мир и самого себя на вкус, а также успокаиваться с помощью соски или собственного пальца, когда мамы нет рядом.

Такие оральные переживания знакомы каждому, а у некоторых из нас они становятся основой характера. Оральный характер взрослого человека — это поиск тесной душевной привязанности и склонность к удовольствиям, связанным с этой же телесной зоной: еде, поцелуям, курению, выпивке, разговорам без конца.

Неудовлетворение для такого человека часто переживается как голод, как физический, так и эмоциональный. Расстроившись, он испытывает нечто, подобное тревоге ребенка, отнятого от кормящей груди, ищет внимания, тепла, общения, как будто питается чужой заботой и испытывает благодарность за каждое ласковое слово или действие в его адрес. Иногда, не осознавая такой своей тревоги, мы попросту заедаем ее, идя на поводу у своей оральной потребности.

Возможно, все мы сегодня так или иначе поклоняемся богам еды. Только они носят современные имена: Здоровое Питание, Диета, Высокая Кухня… Какими бы культурными и цивилизованными мы ни были, мы не можем отрицать потребностей нашего тела. А потребность в пище — одна из главных, жизненно важных для человека не только в телесном, но и в психологическом смысле. С ней всегда была связана масса переживаний: забота об урожае, страх голода, тепло материнской любви, передаваемое с грудным молоком, зависть к тому, что в тарелке у соседа…

Подобные чувства мы зачастую отражаем в метафорах разговорного языка. «Проглотить обиду», «сыт по горло», «кормить обещаниями» и тому подобные обороты — основа нашего ежедневного коммуникационного меню.

Небольшой тест

Что для тебя еда — это источник калорий или культурных впечатлений?

Ответьте на два вопроса, посчитайте баллы в скобках и прочитайте соответствующий вариант комментария.

Есть ли блюдо, которое вы считаете своим изобретением и любите его готовить?

  • Да, у меня есть целый сборник фирменных рецептов (3)
  • Есть два-три блюда, которые мне особенно удаются (2)
  • Такого блюда нет, я готовлю и ем самую обычную еду (1)

Если бы вы готовили большое застолье вместе с подругами, то что бы взяли на себя?

  • Общую концепцию застолья и приготовление главного блюда (3)
  • Закуски, салаты и, возможно, десерт, а также украшение стола (2)
  • Согласилась бы мыть и нарезать продукты под чьим-нибудь руководством (1)

5–6 баллов. С вашей любовью к гастрономии вы наверняка даже в повседневной готовке находите место разнообразию и эксперименту. За кулинарным творчеством не забывайте, что помимо демонстрации мастерства за столом ценится еще и теплая, аппетитная атмосфера— она может облагородить даже простую картошку с селедкой.

3–4 балла. Бывают замечательные моменты, когда вы находите смысл и удовольствие в приготовлении еды, — это для вас содержательный, интересный, вкусный процесс. В остальное время вам спокойнее опираться на проверенные рецепты и быстрые приемы. Помните, что в жизни есть место не только подвигу, но и празднику, — и все в ваших руках.

2 балла. Ваш подход к еде, скорее всего, утилитарный — она должна утолять голод. Это именно так, только учтите, что еда устраняет не только физиологический голод, но и психологический: поднимает настроение, радует глаз, будит фантазию. Возможно, и целый мир покажется вам уютнее, если вы попробуете оценить искусство кулинарии — хотя бы в чужом исполнении.

P.S. Интересно, а какие чувства испытывали участники конкурса по поеданию горького перца чили в Китае. Победительница конкурса смогла съесть 20 красных перцев за минуту!)
конкурс по поеданию горького перцаЕда и чувстваЕда и чувстваЕда и чувства

Еда и чувства

Photo by VCG/VCG via Getty Images