Еда и чувства


Еда и чувства

Нынешнее обилие разговоров о кулинарии, здоровом питании и похудении, на мой взгляд, отражает сильную потребность людей в наш век компьютерных технологий, безналичных расчетов и виртуального пространства опираться на что-то материальное, имеющее прямое отношение к телу, к процессам в организме.

Эмоции худеющих женщин порой напоминают сильные чувства сродни религиозным, и это неудивительно. С древних времен люди верили, что сфера пищи, как растительной, так и животной, зависит от милости тайных сил ­природы.

У древних мексиканских индейцев были особые боги еды, и ежегодный пост означал, что богам предоставляется отпуск для восстановления сил. А египетские фараоны почитались как едоки богов в прямом смысле: бог Осирис — это пшеница, сын земли.

В современных религиозных обрядах верующие также причащаются к божественному началу, вкушая особым образом выпеченный хлеб (у православных — просфоры на квасном тесте, у католиков — пресная гостия, у иудеев — также пресная маца, у индуистов — прасады на йогурте).

В светской жизни мы с благоговением относимся к откровению классических рецептов и мечтаем о труднодоступных деликатесах, как о молоке и меде Земли обетованной.

Еда сегодня действительно превратилась в особо ценный объект, но уже не в прямом смысле выживания, а в культурной сфере как выражение индивидуальности человека, способ познания других культур и национальностей, а зачастую и просто традиций других семей.

Например, молодоженам приходится в первую очередь узнавать и принимать пищевые привычки друг друга, искать кулинарные компромиссы, а в ссорах тема еды является одной из самых ярких. Чья мама лучше готовит борщ и кто опять недосолил или пересолил яичницу — разбирательства по этому поводу по накалу бывают сопоставимы со скандалом из-за измены.

Осмыслить связь телесных и душевных состояний по­пыта­лась одна из влиятельнейших психологических теорий — психоанализ. Во многом она построена на изучении переживаний голода и насыщения.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд выделял, в частности, так называемый оральный характер — то есть сформированный в первые месяцы жизни, когда младенец в основном занят ощущениями в ротовой полости, постоянно хочет что-нибудь сосать, жевать, лизать. Эти действия и ощущения помогают ему познавать мир и самого себя на вкус, а также успокаиваться с помощью соски или собственного пальца, когда мамы нет рядом.

Такие оральные переживания знакомы каждому, а у некоторых из нас они становятся основой характера. Оральный характер взрослого человека — это поиск тесной душевной привязанности и склонность к удовольствиям, связанным с этой же телесной зоной: еде, поцелуям, курению, выпивке, разговорам без конца.

Неудовольствие для такого человека часто переживается как голод, не физический, так эмоциональный. Расстроившись, он испытывает нечто, подобное тревоге ребенка, отнятого от кормящей груди, ищет внимания, тепла, общения, как будто питается чужой заботой и испытывает благодарность за каждое ласковое слово или действие в его адрес. Иногда, не осознавая такой своей тревоги, мы попросту заедаем ее, идя на поводу у своей оральной потребности.

Возможно, все мы сегодня так или иначе поклоняемся богам еды. Только они носят современные имена: Здоровое Питание, Диета, Высокая Кухня… Какими бы культурными и цивилизованными мы ни были, мы не можем отрицать потребностей нашего тела. А потребность в пище — одна из главных, жизненно важных для человека не только в телесном, но и в психологическом смысле. С ней всегда была связана масса переживаний: забота об урожае, страх голода, тепло материнской любви, передаваемое с грудным молоком, зависть к тому, что в тарелке у соседа…

Подобные чувства мы зачастую отражаем в метафорах разговорного языка. «Проглотить обиду», «сыт по горло», «кормить обещаниями» и тому подобные обороты — основа нашего ежедневного коммуникационного меню.

Небольшой тест

Что для тебя еда — это источник калорий или культурных впечатлений?

Ответьте на два вопроса, посчитайте баллы в скобках и прочитайте соответствующий вариант комментария.

Есть ли блюдо, которое вы считаете своим изобретением и любите его готовить?

  • Да, у меня есть целый сборник фирменных рецептов (3)
  • Есть два-три блюда, которые мне особенно удаются (2)
  • Такого блюда нет, я готовлю и ем самую обычную еду (1)

Если бы вы готовили большое застолье вместе с подругами, то что бы взяли на себя?

  • Общую концепцию застолья и приготовление главного блюда (3)
  • Закуски, салаты и, возможно, десерт, а также украшение стола (2)
  • Согласилась бы мыть и нарезать продукты под чьим-нибудь руководством (1)

5–6 баллов. С вашей любовью к гастрономии вы наверняка даже в повседневной готовке находите место разнообразию и эксперименту. За кулинарным творчеством не забывайте, что помимо демонстрации мастерства за столом ценится еще и теплая, аппетитная атмосфера— она может облагородить даже простую картошку с селедкой.

3–4 балла. Бывают замечательные моменты, когда вы находите смысл и удовольствие в приготовлении еды, — это для вас содержательный, интересный, вкусный процесс. В остальное время вам спокойнее опираться на проверенные рецепты и быстрые приемы. Помните, что в жизни есть место не только подвигу, но и празднику, — и все в ваших руках.

2 балла. Ваш подход к еде, скорее всего, утилитарный — она должна утолять голод. Это именно так, только учтите, что еда устраняет не только физиологический голод, но и психологический: поднимает настроение, радует глаз, будит фантазию. Возможно, и целый мир покажется вам уютнее, если вы попробуете оценить искусство кулинарии — хотя бы в чужом исполнении.

P.S. Интересно, а какие чувства испытывали участники конкурса по поеданию горького перца чили в Китае. Победительница конкурса смогла съесть 20 красных перцев за минуту!)
конкурс по поеданию горького перцаЕда и чувстваЕда и чувстваЕда и чувства

Еда и чувства

Photo by VCG/VCG via Getty Images