Это не рак! Врачи переквалифицировали опухоль щитовидной


Это не рак! Врачи переквалифицировали опухоль щитовиднойШаг, который изменит жизнь десятков тысяч людей во всем мире – международная группа патологоанатомов и клиницистов переклассифицировала один из типов рака щитовидной железы, как доброкачественное новообразование, а не рак. Это первый случай в современной медицине – переведение опухоли из ряда злокачественных в незлокачественные. Хотелось бы надеяться, что изменение названия позволит уменьшить психологические последствия установления диагноза рак, а также избежать расходов на ненужное лечение.

“Это решение дает огромную медицинскую и психологическую поддержку для пациентов”, говорит Юрий Евгеньевич Никифоров, доктор медицинских наук, доктор философии, председатель группы и руководитель отделения патологии Университета Питтсбурга (США). “Теперь пациентам не нужно проходить полную тиреоидэктомию, не нужна терапия радиоактивным йодом, не нужно до конца жизни проверяться каждые шесть месяцев, и они не будут с пометкой рак”.

Речь идет об инкапсулированном фолликулярном варианте папиллярной карциномы щитовидной железы, известной как EFVPTC, и, хотя давно считается, что она обладает крайне низким риском, ее, как правило, лечат как обычный рак щитовидной железы, в основном из-за слова рак.

“Слово «рак» подразумевает, что существует высокая вероятность того, что опухоль будет распространяться на локальные лимфатические узлы или отдаленные участки и может причинить серьезный вред здоровью или привести к смерти”, говорит Майкл Таттл, доктор медицинских наук, член комиссии и руководитель отделения эндокринологии в Мемориальном онкологическом центре Слоана-Кеттеринга (в Нью-Йорке). “Эти же опухоли не отвечают ни одному из перечисленных критериев, и поэтому, то что мы называем их раком приводит к чрезмерному беспокойству и часто излишнему лечению”.

Пациенты больше не должны подвергаться терапии радиоактивным йодом, которая может привести к повреждению слюнных желез, принести страдания и увеличить риск развития вторичного рака; или принимать гормоны, которые увеличивают риск развития остеопороза и проблем с сердцем.

Конечно же эта новость облетела масс-медиа и в некоторых новостных сообщениях, в том числе в The New York Times, предположили, что людям, диагностированным этим заболеванием больше не требуется хирургического вмешательства. Доктор Таттл незамедлительно прокомментировал, указав на то, что это неверно:

” Хотя теперь пациенты могут быть избавлены от полной тиреоидэктомии, лобэктомия, при которой удаляется половина щитовидной железы, по-прежнему необходима, чтобы исключить возможное прорастание опухоли из капсулы, которая содержит ее, а также кровеносные сосуды поблизости.

Польза от переименования еще и в том, что в то время как пациенты, перенесшие полную тиреоидэктомию должны пожизненно принимать гормон щитовидной железы, многие из пациентов, прошедших лобэктомию не будут нуждаться в таблетках вообще”.

Специалисты (команда, кстати, собранная Никифоровым из 24 известных патологоанатомов) из 7 стран и 4 континентов независимо друг от друга изучили 268 образцов опухоли пациентов, диагностированных EFVPTC из 13 учреждений. В своей работе исследователи учитывали критерии инвазивности опухоли, изменений ее клеток и др. У 109 больных с неинвазивным EFVPTC, не было никаких рецидивов или других проявлений заболевания за 13 лет наблюдения. В случаях же инвазивного EFVPTC наблюдались нежелательные явления.

На основе информации о конечных результатах для неинвазивного EFVPTC было принято решение: переименовать рак на неинвазивную фолликулярную тиреоидную неоплазию с папиллярно-подобными ядерными изменениями (NIFTP) и признать незлокачественным новообразованием.

“Мы определили, что, если NIFTP тщательно диагностируется, частота рецидивов опухоли крайне низка, менее 1 процента в течение первых 15 лет”, говорит д-р Никифоров.

Он также надеется “что это послужит примером для других экспертных групп при рассмотрении номенклатуры различных типов рака, с вялым течением заболевания, чтобы предотвратить ненужное и дорогостоящее лечение”.

“Это смелый шаг и в целом хорошая вещь” говорит Брайан Ходжен, доктор медицинских наук, профессор медицины и патологии, руководитель отделения эндокринологии, метаболизма и диабета Университета Колорадо, отмечая, что решение соответствует руководящим принципам 2015, выпущенных Американской Ассоциацией Щитовидной Железы. “Нам не нужно быть таким агрессивным в лечении того, что не ведет себя как рак. И если это не ведет себя как рак, зачем называть это раком?”.

Заболеваемость EFVPTC выросла в два-три раза за последние 20-30 лет и составляет 10-20% от всех случаев заболеваемости раком щитовидной железы, диагностированных в Европе и Северной Америке. Увеличение обычно объясняется улучшением диагностики, но также описано как “эпидемия диагностики”, а не истинный рост заболеваемости. Решение о реклассификации опухоли повлияет на более чем 45000 пациентов, обращающихся ежегодно по всему миру.

Доктор Никифоров говорит, что он должен своим пациентам с реклассифицированной опухолью сказать, что у них никогда не было рака, и что у них нет смертельного диагноза. В Университете Питтсбурга, он и сотрудники собираются поднять медицинские записи и отчеты о патологии для выявления бывших пациентов, чтобы связаться с ними. По его оценкам, в медицинский центр ежегодно обращалось около 50 – 100 человек.

Информирование этих пациентов “Это моральный долг врачей”, считает Никифоров.

В крупных медицинских центрах Америки, многие пациенты с реклассифицированной опухолью щитовидной железы уже проходят менее агрессивное лечение. Но, по мнению экспертов, это не стало нормой на остальной территории страны и в мире.

Это не рак! Врачи переквалифицировали опухоль щитовидной
Исследование и данные, подтверждающие решение опубликованы 14 апреля 2016 в журнале «JAMA Oncology» – //oncology.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=2513250